70% клиентов Positive Technologies ощущают потребность в развитии компетенций сотрудников в области ИБ
По оценкам рекрутеров, в 2023 г. количество вакансий специалистов по ИБ стабильно росло и в итоге стало больше, чем за аналогичные периоды 2022 года. Вероятно, потребность в кадрах будет увеличиваться, так как эксперты прогнозируют рост объема рынка кибербезопасности. Юлия Данчина, директор по обучению клиентов и партнеров Positive Technologies, рассуждает о проблемах современного рынка образования в сфере ИБ и прогнозах на будущее.
На пути к защищенному будущему
Дополнительная потребность российского рынка в ИБ-специалистах, по различным данным, составляет от 7 тыс. до 100 тыс. человек. При этом ежегодно вузы выпускают 6 тыс. специалистов по ИБ, колледжи — еще 4 тыс. С учетом этой статистики, по самым скромным подсчетам, отечественному рынку кибербезопасности необходимо усилить приток кадров как минимум в два раза.
Основная проблема сейчас – отсутствие должного согласования требований высшей школы и представителей отрасли ИБ. Подобная ситуация возникает практически в любой сфере на этапе ее интенсивного роста. Система образования не успевает за развитием индустрии. На этом фоне возникают несколько проблем, решить которые отечественному образовательному рынку по силам в течение ближайших лет:
- Отсутствие трека развития специалиста ИБ. Существует сильное различие между получаемой в вузе специализацией и необходимым набором умений для работы в отрасли ИБ. К тому же студенты, обучающиеся по направлению кибербезопасности, в отличие от обучающихся по другим ИТ-направлениям, не знают, каким требованиям они должны соответствовать, на какую зарплату могут претендовать и как может развиваться их карьера.
- Студенты не приспособлены к реальным условиям рынка. Многие студенты, обучающиеся по профильным специальностям, даже на выпускном курсе не до конца осознают, чем им предстоит заниматься на реальной работе в отрасли кибербезопасности. Преподаватели на своем уровне решают этот вопрос, привлекая к процессу обучения практиков из индустрии.
По результатам опросов наших клиентов, потребность в развитии компетенций сотрудников в области ИБ ощущают более 70% респондентов. При этом запрос корпоративного сектора на обучение специалистов во многом превышает возможности существующего сегодня рынка коммерческих образовательных программ. Ядро организаций, которым доверяет рынок, ограниченно, а новые яркие игроки отсутствуют. Чтобы полностью удовлетворить потребность бизнеса в обучении его сотрудников в области кибербезопасности, необходимо увеличить количество коммерческих образовательных компаний в 2–3 раза.
Тренды рынка образования в отрасли кибербезопасности
Рынок образовательных программ в области ИБ находится на стадии становления. В ближайшем будущем органически растущую потребность в подготовке ИБ-специалистов определенных специализаций будут удовлетворять, организуя программы дополнительного профессионального образования. В нишу кибербезопасности проникают EdTech-компании, которые ранее специализировались исключительно на прикладных ИТ-программах. Вероятнее всего, на этом фоне рынок образовательных программ по ИБ будет расти, но не так бурно, как это было с ИТ-программами. Такой тренд может быть обусловлен общим снижением темпов роста EdTech-рынка.
Среди других тенденций на рынке образования можно отметить спрос на новые форматы обучения. Например, некоторые магистерские программы уже проектируются по принципу микростепени: в рамках одной программы обучения студенты получают возможность освоить сразу несколько профессий. Это позволяет за короткий срок готовить специалистов с двумя и более специализациями.
Что касается будущих трендов, изменения коснутся и управленческих программ. Например, в учебных планах по подготовке специалистов по менеджменту темы на стыке технологий и бизнеса появились относительно недавно — не более 10 лет назад. Это произошло, когда стало очевидно: изменение бизнес-моделей связано с технологическим развитием. В связи с постоянным ростом числа кибератак становятся актуальными новые навыки и знания: нужно уметь реагировать на инцидент и взаимодействовать со злоумышленником, а также четко понимать, почему кибербезопасность — неотъемлемая часть управления и развития бизнеса.
Эксперты Positive Technologies считают, что в условиях дефицита кадров в российской индустрии кибербезопасности необходимо развивать существующие образовательные программы в области ИБ, дополняя их практическими знаниями и навыками. Например, отдел обучения Positive Education с участием десятков российских вузов масштабирует экспертизу компании, включает представителей отрасли в процесс развития специалистов по кибербезопасности и обмен опытом с образовательными учреждениями. Цель проекта PT Education — системное развитие индустрии подготовки кадров в сфере практической кибербезопасности. В программе уже участвуют около четырех десятков учебных заведений России и стран СНГ, среди которых МФТИ, НИЯУ МИФИ, МТУСИ, Университет Иннополис, МГТУ, СПбГУТ, МИРЭА, ДВФУ, НГУ.