Сергей Абрамов стал сооснователем и куратором проектов компании «Номикс», фокусирующейся на VR-решениях в различных областях бизнеса, рассказал “Ъ” сам бизнесмен. По его словам, на старте он вложил 100 млн руб. собственных средств. «Последние пять-шесть лет VR развивался в игровой индустрии. Но только в последнее время, примерно с середины прошлого — начала этого года, рынок VR начинает выходить в различные сектора экономики в качестве прикладных продуктов за пределами развлечений и игр»,— пояснил Сергей Абрамов.
Сергей Абрамов в 2004–2006 годах занимал должность премьер-министра Чечни и временно исполнял обязанности президента республики. С 2007-го по 2015 год работал в ОАО РЖД, в том числе на постах руководителя дирекции железнодорожных вокзалов и советника президента монополии. В 2015 году стал индустриальным директором «Ростеха», где курировал производство вооружения и боеприпасов. Покинул госкорпорацию в декабре 2019 года. Сейчас возглавляет совет директоров группы «Тракторные заводы» АО «НИИ стали» и других компаний, входит в правление Союза машиностроителей России.
По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Номикс» зарегистрировано 27 мая. 88% компании принадлежит структуре Сергея Абрамова, еще 12% — у технического директора Аркадия Оверина. Компания планирует рассмотреть возможность дополнительных инвестиций от финансовых институтов, однако сейчас в первую очередь заинтересована в «умных партнерствах» в рамках проектов, говорит господин Абрамов.
«Номикс», по собственным данным, уже работает над 22 проектами, среди которых тренажеры для обучения персонала, симулятор управления транспортом, конфигураторы автомобилей и домов в VR и др. Компания, в частности, создает виртуальный конфигуратор автомобилей для дилера «Авилон», следует из ее презентации. В «Авилоне» на запрос “Ъ” не ответили. По словам Сергея Абрамова, «Номикс» фокусируется не только на разработке программных продуктов, но и конструирует тренажеры для VR. «Мы в состоянии существенно сократить сроки подготовки специалистов и повысить качество обучения минимум на 25%»,— уверяет он.
В России затраты на проекты промышленных VR/AR-решений (виртуальная и дополненная реальность) в 2018 году составили около 1,6 млрд руб., а в 2022 году объем рынка достигнет минимум 9,2 млрд руб., оценивали TAdviser и компания «Крок».
Объем всего рынка VR/AR в России может достичь 40 млрд руб. к 2024 году, говорится в «дорожной карте» Минкомсвязи.
Спрос на такие решения есть, подтверждает директор по развитию и маркетингу стартапа Antilatency (привлек $3 млн от Фонда развития интернет-инициатив и «Сколково») Роман Вдовченко: «Самым понятным и денежным направлением именно на российском рынке может стать работа с крупными госкорпорациями, которые все ближе рассматривают VR/AR в применении к корпоративному обучению. Сложностью может стать то, что большинство таких корпораций активно начали растить команды внутри, открывая лаборатории и центры изучения VR/AR».
Спрос пока в зачаточном состоянии, есть ряд ограничивающих факторов, в том числе «банальный недостаток устройств», уточняет партнер Leta Capital Сергей Топоров. Если компания найдет нишу, в которой нарастит компетенции, чтобы масштабировать полностью повторяемое решение в мир, то сможет стать инвестиционно привлекательной, считает он, но бизнес студии-интегратора, которая реализует проекты с высокой долей индивидуализации под клиента, сложно капитализируем. Бизнесу могут помочь якорные заказчики, которые обеспечат постоянным потоком заказов, допускает Роман Вдовченко.
Господин Вдовченко ожидает в России вторую волну интереса к технологиям VR/AR, связанную с улучшением технологий и появлением индустриальных стандартов. По мнению CEO компании Cerevrum (годом ранее привлекла $1 млн от Leta Capital) Наташи Флокси, интерес подогреет и пандемия, повышенный спрос уже есть. При этом заказчиков, по ее словам, интересует не только разработка обучающих сценариев в VR, но и отработка новых правил безопасности, введенных из-за коронавируса, а помимо корпоративного обучения ожидается повышенный спрос на VR-инструменты для удаленного управления проектами.