Цифровизация — путь к преодолению кризиса

По дан­ным ис­сле­дова­ния Google, Цен­тра под­го­тов­ки ру­ково­дите­лей циф­ро­вой тран­сфор­ма­ции ВШГУ РАН­ХиГС и Цен­тра пер­спек­тивных уп­равлен­ческих ре­шений, в пан­де­мию COVID-19 треть рос­сий­ских ком­па­ний в пер­вой по­лови­не 2020 г. по­нес­ли убыт­ки бо­лее 1,5 млрд руб. Две тре­ти пред­ста­вите­лей биз­не­са приш­ли к вы­воду, что вес­ти биз­нес в но­вых ус­ло­виях тя­жело или вов­се не­воз­можно. 57% оп­ро­шен­ных пред­ста­вите­лей биз­не­са рас­ска­зали, что пан­де­мия по­буди­ла их за­нять­ся циф­ро­виза­цией про­цес­сов.

Значительная часть бизнеса и органов государственной власти запустили процессы цифровизации, которые повысили их внутреннюю эффективность: 54% представителей малых и средних предприятий перевели бухгалтерию в онлайн, а 81% перешли на электронный документооборот. «Уровень цифровизации бизнеса повысился и составляет 50 из 100 возможных единиц. Основными барьерами для цифровизации бизнеса остаются недостаток ресурсов и бюджетные ограничения; значимость этих барьеров увеличилась с началом кризиса«, — говорится в исследовании РАНХиГС.

Пандемия привела к росту сектора интернет-торговли. Согласно результатам исследования, за ближайшие четыре года общий добавочный рост российского e-commerce может составить около 4,4 трлн руб., при суммарной величине рынка за это время порядка 23,3 трлн руб.

«Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, обнародованный правительством РФ в июне, включает около 500 мер, и больше 100 из них относятся к сфере цифровизации и IT. На претворение в жизнь связанных с цифровизацией проектов в 2020 г. и 2021 г. было намечено выделить из бюджета 79,8 млрд и 256,2 млрд руб. соответственно», — сказано в исследовании Google, РАНХиГС и Центра перспективных управленческих решений. Специалисты делают вывод, что кризис увеличил темпы цифровизации сектора госуправления.

В связи с кризисом, граждане ищут новые источники дохода с пониманием необходимости получать дополнительное образование или осваивать новую профессию. Такой подход населения привел к росту спроса на образовательные услуги, в том числе и в онлайн-формате. За время пандемии 19% респондентов прошли онлайн-курсы, а 10% опрошенных освоили новую профессию.

Кроме того, повысилась вовлеченность населения в использование цифровых сервисов: треть опрошенных утверждают, что за время пандемии стали чаще пользоваться такими услугами. Это поведение характерно для наиболее экономически активных групп населения — людей в возрасте от 31 до 45 лет. Почти половина населения (45%) испытывает трудности с освоением новых технологий. Готовность и способность быстро учиться, переучиваться, осваивать цифровые технологии демонстрируют в основном жители Москвы, Петербурга и крупных региональных центров. «Для достижения целей цифровой трансформации в масштабе страны государству следует направить свои усилия на то, чтобы население более широко осваивало новые навыки, в первую очередь цифровые«, — рекомендуют авторы исследования.

Большинство представителей российского бизнеса — это «цифровые оптимисты» (58%). Эти респонденты позитивно относятся к развитию технологий и уверены, что научные подходы создают новые возможности для бизнеса и цифровизации компаний.

«COVID-19 выступил катализатором цифровизации, которая давно назрела. Но в докризисных условиях большинство компаний ею не занимались. Оно было ориентировано на тактические решения, а не на стратегическую трансформацию«, — говорит ведущий социолог Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Павел Степанцов. При этом компании, которые занялись цифровизацией, уже более уверенно чувствуют себя на рынке. Их представители в 1,5 раза чаще позитивно оценивают экономическую обстановку и смотрят в будущее с большим оптимизмом.

По результатам исследования, в четверти российских компаний процессы цифровизации не идут. Чтобы избежать социальной напряженности и усиления экономического неравенства, авторы рекомендуют властям более активно вовлекать граждан и бизнес в цифровую экономику, стимулировать освоение цифровых технологий. Чтобы повысить экономическую стабильность и самостоятельность населения, госорганам, уверены исследователи, целесообразно кооперироваться с основными игроками высокотехнологичного бизнеса и развивать правовое сопровождение цифрового сектора экономики. Наиболее востребованные меры поддержки бизнеса, по мнению авторов опросов: снижение административно-регуляторной нагрузки; финансовая поддержка МСП, которые отстают по темпам цифровизации; гранты и целевые субсидии компаниям, которые готовы меняться и оптимизировать внутренние процессы на основании «цифры»; повышение цифровой бизнес-грамотности рядовых сотрудников; создание единого дата-хаба для бизнеса и органов власти, в агрегации и интеллектуальной обработке открытых данных.

«Исследование Google и РАНХиГС получилось достаточно полным и интересным, — говорит директор по трансформации бизнеса интегратора «Крок» Полина Хабарова. — Единственный недостаток — не учтен один из ключевых аспектов цифровой трансформации: обучение в самом широком смысле этого слова. ИТ прежде всего строится на молодых кадрах, поэтому крайне важно внедрять дисциплины цифровой культуры еще со школы — например, этику поведения в социальных сетях или правила работы с информацией и новостями. Примерами цифровых лидеров по праву считаются Япония, Сингапур, скандинавские страны — у коллег есть чему поучиться, и большинство их инициатив могут быть реализованы в России«, — добавила представитель «Крок».

По словам директора по маркетингу компании «Техносерв» Максима Гарусева, одними только цифровыми преобразованиями проблему экономического спада в пандемию не решить, так как в России много традиционных отраслей — в частности, в среде малого и среднего предпринимательства велика доля торговли. «Восстановление после пандемии потребует широкого пакета мер по экономическому восстановлению, а цифровая трансформация бизнеса, повышение уровня освоения цифровых технологий у граждан будут в определенной мере катализаторами преодоления экономического спада», — подытожил представитель «Техносерва».

Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, АНО «Центр перспективных управленческих решений» и компания Google провели исследование в два этапа: качественное интервьюирование и количественный опрос в октябре-декабре прошлого года. В исследовании участвовали госслужащие, представители бизнеса, экономические эксперты. В формате фокус-групп и опросов также привлекали обыкновенных граждан. Всего исследователи опросили 500 представителей компаний, 150 человек были из ИТ-сферы.

COMNEWS

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о