Счётная палата сосчитала и оценила федеральные ГИС

Счётная палата сосчитала и оценила федеральные ГИС

На сегодняшний день в России функционирует 876 информационных систем федерального уровня; в 2020 году Счётная палата проанализировала 50 ГИС и составила их рейтинг по уровню доступности информации и качеству данных, рассказал глава ведомства Алексей Кудрин на встрече с президентом РФ, сообщает сайт Кремля в среду.

«Мы выбрали 50 министерств и ведомств, среди которых попытались проанализировать, что мешает и как нужно работать. Среди лучших государственных информационных систем ФНС, Минфин, Минкультуры и ряд других», – сказал Кудрин.

Он отметил, что качество работы 876 ГИС очень разное: «Данные не актуализируются, данные несопоставимы с другими данными в этой сфере, отраслях».

Как следует из аналитического доклада Счётной палаты «Оценка открытости государственных информационных систем в России» суммарные расходы на ФГИС за 2017–2019 годы составляют 60-75 миллиардов рублей, включая затраты на центры обработки данных (ЦОД) и инфраструктуру электронного правительства (ИЭП). Это около 50–60% от всех IT-бюджетов госорганов.

При этом у значительной части федеральных ГИС (таких, как, к примеру, Портал государственных и муниципальных учреждений, Портал правовой информации) нет общедоступных сведений о том, зачем и как они создавались, а значимое число онлайн-ресурсов и систем, создаваемых правительством и другими органами власти, наоборот, не имеет статуса ГИС.

Чёткое определение ГИС в законодательстве отсутствует (в соответствующих НПА указаны лишь косвенные критерии отнесения информационной системы к категории государственных). В связи с этим государственные затраты на ГИС непрозрачны (нет единого ресурса, учитывающего траты ведомств на создание, развитие и эксплуатацию ГИС в полном объёме, финансирование такого рода расходов может проходить по разным статьям госбюджета и т.д.).

Сведения Счётной палаты о государственных информационных системах в формате для табличных редакторов см. здесь: xlxs, ods.

Цель оценки Счётной палатой степени открытости ГИС – измерение функциональной открытости российских ведомств по отношению к ключевым пользователям информации: гражданам, НКО, бизнесу, а также органам региональной и муниципальной власти.

Оцениваемая Счётной палатой функциональная открытость состоит из двух параметров:

  • открытость и доступность информации, представленной в ГИС, в том числе информации о целях создания ГИС, её операторе, исполняемых функциях, бюджетах на создание, развитие и эксплуатацию;
  • наличие и качество содержащихся в ГИС открытых данных, которые возможно использовать для создания общественных благ, а также в коммерческих или исследовательских целях.

По итогам выборочной (50 ГИС) оценки Счётная палата сформировала пять групп ГИС:

  1. «ГИС с высокой степенью открытости данных» – наиболее открытые российские федеральные ГИС, информация о которых максимально доступна, а качество и полнота публикуемых данных достаточно высокие.
  2. «ГИС со средней степенью открытости данных» – в значительной степени открытые российские федеральные ГИС, которые публикуют о себе почти всю необходимую информацию, но качество и полнота данных в них не слишком высокие.
  3. «ГИС с низкой степенью открытости данных» – российские федеральные ГИС, которые публикуют недостаточно и информации о себе, и наборов открытых данных.
  4. «ГИС с незначительной степенью открытости данных» – российские федеральные ГИС, которые иногда публикуют достаточно информации о своей деятельности, но не содержат или почти не содержат наборов открытых данных.
  5. «ГИС с закрытой или почти закрытой информацией» – российские федеральные ГИС, информация о которых фактически недоступна, а наборы открытых данных они не публикуют или публикуют в недостаточном объёме или без детализации.

По результатам оценки к наиболее открытым российским ключевым ГИС относятся всего восемь систем (16% изученной выборки). При этом наивысший балл и по доступности (открытости) информации, и по открытым данным получили всего три ГИС – ФГИС «Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации»; Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет»; Единая информационная система в сфере закупок.

К ГИС со средней степенью открытости относятся 13 ГИС (26% выборки); оставшиеся и включённые в рейтинг 29 ГИС (58%) относятся к ГИС с низкой степенью открытости и почти закрытым ГИС. В последнюю группу вошли в том числе Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ); Система обеспечения законодательной деятельности; Автоматизированная информационная система «Национальная электронная библиотека» (НЭБ).

Операторами ГИС, отнесёнными к наивысшей категории, являются всего четыре ведомства: Министерство культуры; Министерств финансов; Федеральная налоговая служба; Федеральное казначейство. При этом Минкультуры России можно отнести к абсолютным лидерами рейтинга среди ведомств: четыре из восьми систем первой группы рейтинга являются ГИС Минкультуры России.

Результаты оценки доступности информации значительно выше, чем по качеству открытых данных. Высокие категории открытости «A» и «B» по критерию «Доступность информации» получили 11 (22%) и 20 (40%) ГИС соответственно. В то время как к категориям «A» по критерию «Открытые данные» относятся 7 (14%) систем, а к категории «B» – 6 (12%) систем, включенных в рейтинг ГИС.

В докладе отмечен тренд на упрощение и повышение иллюстративности ГИС: ведомства размещают все больше графиков для характеристики имеющихся данных в ГИС, делают удобнее пользовательский интерфейс, на сайтах появляются разделы с названием «Открытые данные».

Однако рост подобной «иллюстративной» открытости почти не сопровождается ростом открытости по содержанию. Так, публикуемые наборы открытых данных в большинстве случаев обладают низкой полнотой, актуальностью; наличие самого раздела «Открытые данные» на сайте не даёт гарантии открытости, поскольку в ряде случаев встречаются близкие к «имитационным» наборы открытых данных, которые в действительности не содержат данных или раскрывают незначительную часть из потенциально имеющихся в распоряжении ведомства данных.

Напомним в этой связи о невысокой востребованности наборов открытых данных органов исполнительной власти: по состоянию на апрель 2018 года половина из них ни разу не выгружалась.

По данным Счётной палаты, «только треть ведомств своевременно отвечает на запросы журналистов», сообщил Алексей Кудрин на встрече с президентом РФ.

Пример имитации открытости – министерство просвещения:

Страница «Открытое министерство» официального сайта Минпросвещения, действительно, имитирует публикацию открытых данных. Посетитель вместо обещанных «открытых государственных данных» получает «трансляции совещаний», тексты ведомственных приказов и ссылки на сайт госзакупок.

На запросы D-Russia.ru Минпросвещения не отвечает вовсе – ни по почте, ни по телефону, ни в социальных сетях.

Выводы Счётной палаты

1. Функциональная открытость российских ФОИВ значительно ниже уровня их информационной открытости.

2. Низкая степень функциональной открытости ведомств связана, в том числе, с проблемами нормативного регулирования открытости ГИС и государственных расходов на информатизацию.

3. Большая часть федеральных ГИС обладает низкой степенью открытости информации и публикует недостаточно социально значимых данных.

Рекомендации Счётной палаты

  • Усилить акцент в государственной политике открытости на открытость ведомств в части качества собираемых и публикуемых данных, их доступность для использования конечными потребителями, прежде всего, бизнесом, НКО, СМИ, представителями гражданского общества.
  • Разработать и закрепить в законодательстве четкое определение термина «государственная информационная система», отделив это понятие от других типов информационных систем (ИС специальной деятельности, сайтов (порталов) органов государственной власти и т.д.).
  • Закрепить обязательные требования к раскрытию данных в ГИС, в том числе положений о ГИС, технических заданий на развитие текущих и создание новых систем. Усилить контроль за соблюдением требований по раскрытию данных, а также ответственность ведомств в случае их несоблюдения.
  • Создать единый ресурс для публичного мониторинга госрасходов на IT и ГИС, в частности. На таком ресурсе необходимо размещать информацию о суммарных расходах по всем ГИС России за конкретный год, расходы на каждую конкретную систему за весь ее жизненный цикл, а также расходы на ГИС для каждого конкретного ведомства.
  • Раскрыть сведения ФГИС координации информатизации в полном объеме в открытом доступе и в формате открытых данных, а не только в виде списка информационных систем.
  • Доработать систему бюджетной классификации с целью однозначной идентификации бюджетных расходов на объекты информатизации, независимо от уровня осуществления таких расходов.

D-russia.ru

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии